С этого года в Узбекистане отменен порядок получения решения хокима при выделении в аренду земель для сельскохозяйственной деятельности. В чем заключается цель данного нововведения? Какие земли передаются в аренду для сельхоздеятельности и кто может их получить?
Отвечает Ойбек Соатов, начальник управления землеустройства и регулирования земельных отношений Министерства сельского хозяйства РУ.
– Известно, что 24 марта 2022 года был подписан Указ Президента Республики Узбекистан №91 «О мерах по упрощению порядка предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения». Можете разъяснить его основную суть?
– Данный Указ стал одним из важнейших шагов в переведении системы отвода земель полностью на электронный формат и в сфере устранения жалоб населения на то, что хокимияты допускают несправедливость в процессе отвода земель, а также результатом крупнейших земельных реформ. На практике подтвердилось, что нет необходимости в решении хокимиятов областей в процессе электронного землеотвода. Предварительно этот вопрос обсуждался в широких кругах – с юристами-экспертами Министерства юстиции РУ, должностными лицами Министерства сельского хозяйства, Кабинета Министров, которые сочли данное нововведение уместным. Указом №91 упразднен механизм утверждения результатов открытых электронных выборов по решению хокимов. С юридической точки зрения было доказано, что оформление протокола по результатам конкурса имеет юридическую силу и является основанием для отвода земли. После принятия Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по упрощению порядка предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения» были внесены изменения в принятый в прошлом году Указ Президента №6243 «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив», а после и в Постановление Президента №20 «О мерах по развитию семейного предпринимательства в плодоовощеводстве и виноградарстве, увеличению доли дехканских хозяйств в сельскохозяйственном производстве».
– Известно, что в Узбекистане существует такие системы землевладения, как кластер, фермерские и дехканские хозяйства и приусадебные участки. Как будет обозначаться новая, только вводимая в практику система, к кому могут обращаться арендаторы? А также, какие культуры нужно сажать на этих землях?
– Прежде всего, претендующие на получение земельного участка граждане должны знать, что согласно земельному законодательству Республики Узбекистан на конкурс выставляются только пустующие земельные участки, и граждане имеют возможность получить данные земли. В целях укрепления права собственности на землю в прошлом году в законодательство были внесены поправки, установившие норму о том, что будут выделяться только свободные земельные участки. Хоким регистрирует свободный земельный участок в качестве государственной собственности с помощью Кадастрового агентства. Кадастровое агентство, в свою очередь, передает свободный участок в информационную систему E-IJARA Минсельхоза через электронную систему обмена информацией. Министерство сельского хозяйства разрабатывает проект землеустройства. То есть после определения специализации земель, например, на садоводство, овощеводство, также утверждения и согласования с хокимом их переводят на торговую платформу Е-auksion. Претенденты на отвод земли в первую очередь обращаются в систему аукциона. Платформа в течение 15 дней дает объявление через СМИ и специальные сайты, и в течение этого времени принимает заявки, претенденты добровольно выбирают критерии в установленном порядке, а получишие наивысший балл – получают право аренды земли.
– Согласно данному порядку, при отводе земель предпочтение отдается гражданам Узбекистана, вернувшимся из-за границы. Как устанавливается и регулируется данный порядок?
– В соответствии с Указом Президента №91 внесены изменения в принятое в прошлом году Постановление №20. В предыдущей версии определенные привилегии были даны только гражданам, включенным в «Темир дафтар», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари». Текущая версия предусматривает такие же льготы для трудовых мигрантов из-за рубежа. То есть им дается дополнительно 10% от общего балла. Также важно, что эти граждане участвуют в конкурсе не оплачивая сумму, необходимую для поддержания системы. Кроме того, государственная регистрация дехканского хозяйства тоже осуществляется бесплатно. Здесь полностью учитывается прозрачность. При наборе одинакового количества баллов преимущество отдается претенденту, подавшему заявление. В прошлом было много негативных моментов в распределении земли. Поэтому, в целях исключения подобных случаев, при создании новой системы выделения свободных земель теперь отвечают несколько совершенно не зависимых и не связанных друг с другом организаций, а также разработана специальная торговая площадка E-AUKSION.
– Как решаются вопросы налогообложения арендованной земли и подоходного налога с урожая?
– Согласно Налоговому кодексу, земельный налог уплачивается в размере 0,95% от нормативной стоимости земельного участка. При этом учитываются многие факторы. Например, плодородие, показатели качества почвы, вид выращиваемой продукции, ее рыночная цена и другое. На основании таких критериев исчисляется нормативная стоимость земли и взимается земельный налог с лица, использующего землю на правах аренды. 25 марта принято еще одно Постановление Президент Республики Узбекистан №179 «О мерах по повышению плодородия почвы и урожайности, поддержке внедрения новых технологий орошения на хлопковых площадях». Согласно ему внедрено субсидирование в размере 1 млн сумов за повышение плодородия почвы на 1 гектаре земельной площади. Для восстановления плодородия малоурожайных земель законодательством предусмотрена такая система субсидирования, дополнительные меры поддержки.
– Будет ли продолжена практика выделения земли молодежи за счет сельхозугодий фермерских хозяйств?
– В прошлом году для поддержки молодежи на практике было использовано два разных направления. Первое – налаживание системы выделения молодежи по 25 соток освобожденных от зерна земельных участков. Они предназначены только для повторного посева. Молодежи были отведены самые плодородные, хорошо орошаемые земли. К ним были прикреплены опытные местные дехкане, и по их рекомендациям молодежь выращивала урожай. Эта практика дала ожидаемый результат.
Вторая система установлена Указом Президента Республики Узбекистан №20 от ноября. Данный указ предусматривает систему выделения освобожденных от хлопчатника и зерна земель, в размере от 10 соток до 1 га гражданам, включенным в «Темир дафтар», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари». Исходя из этого, на 2022–2026 годы определено выделение 200 тыс. гектаров земли. В 2022 году 81 тыс. гектаров земли были разделены на лоты и выставлены на электронный конкурс, где определяются победители. Стоит также отметить, что в силу ограниченных возможностей большинства граждан («Темир дафтар», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари»), они также были освобождены от уплаты средств по сохранению системы. Определены коэффициенты, повышающие дополнительные баллы. На сегодняшний день сформирована рабочая группа, в состав которой входят ученые и специалисты научно-исследовательских институтов (НИИ), высших учебных заведений Минсельхоза, проводятся учебные семинары по различным агротехническим работам. Специалисты НИИ прикреплены к каждому региону на постоянной основе и дают рекомендации гражданам-землепользователям.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: