Детальные ответы на вопросы, заданные Расулом Кушербаевым, членом Комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам.
Ответ на первый вопрос касательно того, отмены госплана по производству зерна, вместо которого появился кластерный план и кластеры вынуждают фермеров подписывать контракты, ресурсы сельского хозяйства, выделяющиеся только кластеру, а затем кластер передает их фермеру. Почему законы в этом направлении не работают, почему для всех участников сельского хозяйства нет одинакового отношения, не созданы равные условия.
На сегодняшний день мнение о том, что «зерноводов различными способами принуждают к заключению договоров с кластерами и не обеспечиваются интересы товаропроизводителей», вызывают много вопросов и дискуссий в социальных сетях.
В первую очередь стоит отметить, что в нашей республике существует ряд нормативных правовых документов, которые регулируют отношения между выращивающими, перерабатывающими и реализующими продукцию субъектами, а также установлено, что в деятельность субъектов предпринимательства не допускается вмешательство государственных органов, иных организаций и их должностных лиц, субъектам предпринимательства оказывается всесторонняя поддержка, широко внедряются рыночные отношения в сельскохозяйственную отрасль.
В частности,
Постановлением №ПП-10 предусмотрено, что для государственных ресурсов через биржевые торги в среднем по республике свободно реализуется по 2,5 тонны с каждого гектара всего 2 млн 550 тыс. тонн зерна, орошаемой площади, засеянной зерном, урожай которого выращен зерновыми кластерами и фермерскими хозяйствами.
Оставшаяся часть свободно реализуется фермерскими хозяйствами по согласованию с кластерами на основе прямых договоров по рыночным или среднебиржевым ценам.
А также никакие органы государственной власти и их должностные лица не имеют права вмешиваться в заключение договоров о закупке зерновых культур и этот процесс осуществляется свободно на основании соглашения сторон.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от
4 сентября 2003 года № 383 утверждено Положения «О порядке заключения, регистрации, исполнения договоров между производителями сельскохозяйственной продукции и заготовительными, обслуживающими организациями, а также мониторинга за их исполнением», согласно приложению №1 данного положения, определены этапы заключения договоров и их регистрация между производителями сельскохозяйственной продукции и организациями, оказывающими услуги и подготовку.
В частности определено, что:
Сотрудники областных и районных управлений Минсельхоза не участвуют в составлении договоров и не выступают в пользу одной из сторон.
В отношении должностных лиц министерства и его территориальных подразделений неуместны и оскорбительны для их чести мнения о том, что «они защищают интересы одной стороны, и выступают за интересы кластера».
Ответ на второй вопрос о том, за чей счет выделяется земля гражданам, зарегистрированная в «Темир дафтар», что они выделяются из земель, принадлежащих фермерам или предпринимателям без их согласия, кто оплачивает налоги, кто выполняет план, это все остается обязанностями фермера, никто этим вопросом не занимается, кто несет ответственность за юридическую, правовую основу данного вопроса.
Созданные системы и механизмы для малообеспеченных семей, в частности, для граждан, включенных в «Железную тетрадь», «Женскую тетрадь» и «Молодежную тетрадь» не находятся в плачевном состоянии как отметит Расул Кушербаев и имеют правовую основу.
Известно, что плодородная земля, земля вообще, является ограниченным ресурсом, ее территорию нельзя расширять и перемещать с одного места на другое, что является характерной чертой земли, отличающей ее от других ресурсов. Поэтому земельные участки, сдаваемые в аренду фермерам и дехканским хозяйствам, были отданы нуждающимся семьям. Однако она выделяется временно, т. е. только для получения дохода за счет посева повторного урожая на пустующих от зерна полях. По этой причине эти земли сдаются в субаренду малообеспеченным семьям на срок до 1 года.
Правовой основой для этого является статья 242 Земельного кодекса Республики Узбекистан. В соответствии с ней земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства, может быть передан в субаренду на срок до одного года.
Здесь мы хотели бы обратить внимание на следующие сведения:
В частности, овощи посажены на 14,7 тыс. га, картофель на 10,1 тыс. га, сахарный тростник на 8,9 тыс. га, масличные на 6,5 тыс. га, бобовые на 10,6 тыс. га, прочие культуры на — 11,8 тыс. га, и по предварительным оценкам из этих площадей планируется произвести более 1,1 млн тонны продукции.
Теперь о налогах, уплачиваемых на земли населением, включённым в тетради, и отведенную гражданам для создания дехканского хозяйства.
В нашей республике средний размер земельного налога за 1 орошаемую площадь составляет 213 тыс. сумов и уплачивается один раз в год.
В Положении «О порядке вторичной аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения», утвержденном постановлением Кабинета Министров № 709 от 24 ноября 2021 года приведены все нормы, согласно которым вторичная аренда земельного участка не освобождает вторичного арендодателя от исполнения обязательств, предусмотренных договором долгосрочной аренды земельного участка.
Итак, первое направление — когда земля отдается малоимущему населению во вторичную аренду, фермер вырастил на этой земле основной урожай и после получения среднего урожая в 64 центнера зерна, отдает землю на вторичную аренду. За эту землю, естественно, фермерское хозяйство платит земельный налог.
По 2-му направлению – земельный налог уплачивается вновь созданным дехканским хозяйством в соответствии с Административным регламентом об аренде земельных участков для ведения дехканского хозяйства, утвержденным постановлением № 709.
В обоих случаях налогоплательщик четко определен в действующем законодательстве.
Ответ на третий вопрос о том, что до сих пор нет единого подхода к землям сельхозназначения, почему все еще не существует одинакового подхода при защите земель сельхозназначения от незаконного захвата, почему земли сельхозназначения на обочине дороги до сих пор выделяются крупным предпринимателям, почему земли до сих пор выделяются под АЗС, а для субъектов малого предпринимательства таких льгот нет, почему подход к этому вопросу неодинаковый, конфискация земель сельхозназначения угроза продовольственной безопасности, и почему нет единой государственной политики в этом направлении.
Указом Президента Республики Узбекистан № УП-6243 от 8 июня 2021 года определено, что выявление случаев неосуществления государственной регистрации прав на земельные участки, всех видов независимо от категории земель, а также на здания и сооружения, принятие мер по недопущению самовольного захвата земельных участков и самовольного изменения их границ, государственный контроль за целевым использованием земель осуществляется Агентством по кадастру при Государственном налоговом комитете.
Несмотря на это, министерством выявлены 181 случай самовольного захвата и пользования в несельскохозяйственных целях, 295 га земель сельскохозяйственного назначения, переданных Ташкенту, а в декабре 2021 года было выявлено, что в общей сложности 94,2 га земель сельскохозяйственного назначения, размещенных на торговой площадке «Электронный аукцион» в Республике Каракалпакстан и ее регионах, разделенных на 647 лотов, были необоснованно выставлены на торги в виде несельскохозяйственного назначения. Данная информация была направлена в Генеральную прокуратуру письмом Министерства № 01/022-808 от 19 ноября 2021 года для принятия мер правового воздействия.
В соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Республики Узбекистан перевод неорошаемых земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земельного фонда производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Перевод орошаемых земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земельного фонда или в категорию неорошаемых земель — в соответствии с решением Президента Республики Узбекистан.
Установлен единый подход к изменению категории земель сельскохозяйственного и лесного фонда. В частности, пункта 3 Постановления Президента Республики Узбекистан
№ПП-204 от 12 апреля 2022 года «О мерах по совершенствованию порядка выделения земельных участков для инженерно-коммуникационных сетей» создана Правительственная комиссия по рассмотрению вопросов изменения категорий земельного фонда земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, в состав которой вошли руководители 16 министерств и ведомств.
Протоколом Правительственной комиссии от 30 апреля 2022 года № 03-03/1-792 по рассмотрению вопросов изменения категорий земельного фонда земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда утвержден «Порядок изменения категорий земельного фонда земель сельскохозяйственного и лесного фонда».
На сегодняшний день вопросы изменения категорий земельного фонда сельскохозяйственных и лесных угодий рассматриваются Правительственной комиссией в установленном порядке.
На самом деле, как сказал наш депутат, в ряде случаев возникают проблемные ситуации, связанные с изменением категории земель сельскохозяйственного назначения. Основная причина этого заключается в том, что предложения органов местного самоуправления об изменении категории орошаемых земель для реализации инвестиционных проектов в регионах и обеспечения контроля их реализации в межведомственной единой электронной системе «Ijro.gov.uz» приводят к обязательным изменениям в категории земли.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: